ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЛУХОВ

Два основных фактора Неспециалисту слухи кажутся явлением беспричинным либо обусловленным исключительно чьими-то злыми намерениями. Этой иллюзией подчас определяются и меры противодействия:

поиски провокаторов, репрессии против разговорчивых граждан и т. д.

Действительно, иногда слухи намеренно запускают специально нанятые провокаторы. Но ни один из них не в состоянии запустить какой угодно слух в какой угодно аудитории и ситуации. Для этого ему нужно найти или сформировать подходящую «нишу», в которой какой-либо слух и без того возник бы с высокой вероятностью, и задача состоит лишь в том, чтобы придать его фабуле желательное содержание и направленность.

Выделено два фундаментальных фактора, являющихся необходимыми условиями для возникновения ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЛУХОВ слуха.

1. Интерес к теме: слух возникает там и тогда, где и когда к его предмету имеется интерес, а масштаб и траектория его распространения обусловлены составом заинтересованной аудитории. Например, среди людей, не интересующихся спортом, не распространится слух о женитьбе популярного футболиста, а жителей Москвы не взволнуют сведения о цене на верблюдов.

2. Дефицит надежной информации. Для слуха нужен не просто интерес, но интерес неудовлетворенный. Те, кому наличная информация представляется достаточной, проигнорируют слух.

Дефицит надежной информации определяется соотношением двух переменных: количества официальных СО9бщений по данному вопросу на текущий момент и степени доверия к источнику этих сообщений.

Под надежностью ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЛУХОВ информации понимается не объективная характеристика, а субъективное отношение аудитории. Так, ложное сообщение из вызывающего доверие источника устраняет дефицит, поскольку воспринимается как надежное, тогда как достоверная информация из источника, которому данная аудитория доверять не склонна, дефицит сохраняет.

Информационный дефицит может быть обусловлен отсутствием официальных сообщений, недостаточностью или противоречивостью.

В природе опустевшая экологическая ниша заполняется другим видом. Например, место активно истреблявшихся в нашей стране волков стали занимать стаи одичавших собак, которые оказались опаснее и для природы, и для человека, Они успели перенять худшие человеческие качества и в отличие от волков

нарушали природный баланс, жестоко разрушая соседние ниши. К тому же одичавшие псы люто ненавидели ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЛУХОВ людей, не боялись огня и вообще не обладали «простодушием» диких животных, реагировавших на человеческие хитрости (огонь, флажки и т. д.).

Они превратились в настоящее бедствие, и справиться с ними часто удавалось, лишь запустив в нишу законных хозяев.

Сравнение слухов со стаей одичавших псов не случайно. Быстро заполняя области неудовлетворенного интереса, слухи, с характерными для них сглаживанием, заострением и приспособлением фабулы, могут представлять большую социальную опасность. Ниша обязательно будет заполнена либо «творчеством масс», либо умелыми провокаторами, преследующими свои экономические, политические и (или) идеологические цели.


documentahgjnuv.html
documentahgjvfd.html
documentahgkcpl.html
documentahgkjzt.html
documentahgkrkb.html
Документ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЛУХОВ